|
С.А. Медведев
Россия и Запад: Translatio imperium.
(Доклад на научной конференции “Павел Первый и его эпоха”, 2004 г.)
Клише, согласно которому установление Ордена Святого Иоанна в России (а 210-летие подписания соответствующего Манифеста от 29 ноября 1798 года и создания Великого Российского православного Приорства Указом от 28 декабря 1798 года мы как раз отметим в следущем году) объяснялось лишь романтической причудой Императора, -яркий пример поверхностного взгляда на историю.
Подлинный смысл события раскрывается лишь в свете религиозной, идеологической и государственной доктрин этой эпохи. Еще первые контакты России с Мальтой, когда Б. П. Шереметьев был с почестями принят Великим магистром де Переллоса, непосредственно после аудиенции у Римского Папы, развеявшей ожидания первосвященника о духовном подчинении русской Церкви Риму, с одной стороны, доказывали возможность контактов с католическим Западом на вне-конфессиональном уровне; с другой стороны, факт принятия православного боярина в самый аристократический рыцарский орден повышал авторитет русского дворянства на Западе, предвосхищая Павловскую идею всемирного объединения благородного сословия под белым крестом.
Учреждение же в России Сената и принятие Петром I титула Императора России (из западнических настроений не решившим, однако, принять первоначально предложенный Сенатом титул Импе-ратора Восточной Римской Империи), возвращало Россию к тому
пониманию роли “Вселенского Василевса” - преемника властителей Трои, Рима и Византии, земного наместника Христа,“Удерживающего”, по христианскому учению. Такое понимание значения Царской власти вполне восстановилось после монгольского ига к царствованию последних Рюриковичей,но вновь было разрушено и предано забвению после смуты , ввиду попрания всех возможных правовых норм и тради-ций избрания порфироносного Императора во время Земского Собора 1613 года (когда вчерашними тушинцами Собору был силой навязан сын тушинского же “Патриарха”) и, наконец, полутеократической папоцезаристской идеологией правления первых Романовых, которая , в итоге, привела к церковному расколу.
В Екатерининскую эпоху сближение с Мальтой происходило на фоне грандиозного “Греческого Проекта” князя Потемкина и графа Безбородко. Россия возвращалась к идее Третьего Рима, а на месте освобожденной Греции